Божественная комедия.
Часть I. Вы верите в Тьму?
Вы верите в Тьму? Я не верю. Тьму придумали люди, чтобы разделить общество на друзей и врагов. Раскрасить людей в чёрное и белое. Чтобы было кого ненавидеть. Тьмой помечают врагов, мажут, как дёгтем. Только дёготь можно отмыть, Тьму – нет. Я когда-то был тёмным. Другие считали меня тёмным, они меня так назвали. Откуда у них весы, чтобы измерить мою Тьму? У меня таких весов не было. У них, наверное, были, и по ним выходило так. Был ли я тёмным? Не знаю, возможно. А что такое Тьма?
Тьма... Вы говорите, убийство - это Тьма. Вы любите убивать? Нет? Почему? Вы когда-нибудь убивали? Я – да. Это безумно приятно, когда под твоими руками раздаётся хруст позвонков. Когда по рукам бежит алая горячая кровь. Когда чьи-то глаза гаснут и стекленеют. Когда эйдос отделяется от тела в ослепительной вспышке. Это безумно приятно... в первый раз. Потом становится противно. Нет, не от сознания того, что ты сделал. Это всё бред. Просто кровь засыхает, сворачивается, стягивает кожу. Под ногтями остаётся грязь, на одежде – пятна. Труп начинает вонять... Хочется помыться. А потом... потом становится всё равно. Сначала я считал, скольких убил. После десятка перестал. Зачем? Какая разница? Мне же всё равно. Я не люблю убивать. Зато умею. Пусть, так даже лучше. Хорошо, что мне всё равно. Вам не всё равно? Зря.
Значит, убивать – это ещё не Тьма. Но что же это? Вы говорите, Тьма делает гадости. Зло. А что такое Зло? Где лежит грань между Добром и Злом? Я совершал поступки. Мне говорили, что это зло. Тьма. Вы измерили их и так решили. Почему? Откуда мне знать, это же ваши мерки, вы мне и скажите. У меня таких мерок нет. Зачем они мне, я же не верю в Тьму. Вы верите? Перестаньте, что за глупости. Тьмы не существует. Вы её просто выдумали. Зачем? Чтобы было легче жить, чтобы можно было ненавидеть, чтобы вы могли оправдать свои пороки. Как красиво это звучит: во имя Света, Добра, Справедливости... И непременно с заглавной буквы. Но это просто слова... Ваши слова, я в них не верю. И вы не верите, просто не признаёте. Ведь это значит признать, что вы такие же, как я. Тёмные. Злые. Поэтому я не верю в Тьму.
Вы считаете себя лучше других? Лучше меня, чище? Посмотрите на свои руки: по ним течёт кровь! Чья? Да хотя бы моя! Вы же назвали меня тёмным, а значит, убили меня. Обрекли на смерть, на дёготь. Ничего, я не в обиде, вам же тоже нужно выживать, оправдываться. Тьма... Тьма – это эгоизм. Но разве вы не думаете о себе? Не только? И я не думал только о себе. Тьма это не жестокость, здесь только равнодушие. Я же говорил, что не люблю убивать. Где же тут взяться жестокости? Посмотрите в зеркало. Что вы видите? И где же ваш нимб? Где белоснежные крылья? Где ваши белые перчатки? Давайте я встану рядом. Посмотрите, сравните. Я не вижу разницы. А вы? Наконец-то. Наконец-то вы перестали отрицать правду, очевидную и непреложную истину. Мы одно и то же. Нет здесь Тьмы. И я никогда не был тёмным. Просто вы меня так назвали. Зачем? Откуда мне знать, вы ответьте.
Ну так что, вы верите в Тьму? Нет? Правильно, Тьмы не существует. В неё бессмысленно верить. Как бессмысленно мазать кого-то дёгтем, вы же тоже испачкаетесь. Значит, в Тьму вы не верите. А во что же вы верите? Не бывает так, чтобы человек не верил ни во что. Он не умеет. Это привилегия Бога. А человек должен верить... Вы не верите в Тьму. Тогда во что? Быть может, вы верите в Свет?
Часть II. Быть может, вы верите в Свет?
Быть может, вы верите в Свет? Да?? Не может быть! Я только что доказал вам, что Тьмы не существует. Свет – её противоположность. Почему же вы верите в Свет? Я знаю, вам просто хочется. Хочется верить в справедливость, возмездие, покаяние... И ещё пару десятков красивых слов. Пора взглянуть правде в глаза: всего этого нет! Не существует! Не предусмотрено природой! Выживает сильнейший, смиритесь с этим. Думаете, если друг протянул вам руку в нужный момент, то он светлый? Просто ему несложно вам сейчас помочь, а в будущем (может быть очень скором) он рассчитывает на ответную услугу. Поверьте, если случай был бы для него очень опасным, или вы бы никакой ценности для него не представляли, он прошёл бы мимо и притворился глухим. Совесть? Какая совесть? Если она когда-то и существовала, что красная книга ей уже не поможет. Очередные сказки хитрых людишек, прикрывающих свой тыл.
Забавно, сейчас меня называют светлым. Я когда-то им стал... Нет, не так. Меня когда-то им сделали. Я не понимаю, почему. Что-то произошло, какой-то заурядный, обычный, на мой взгляд, поступок, но вы сказали: всё, ты больше не тёмный. Тебе нельзя быть тёмным. Ты будешь светлым! И я стал светлым. Почему? Просто мне всё равно. Всё равно, как вы меня называете. Я не вижу разницы. Я-то не изменился. Нет, я не верю в Свет. Я слишком хорошо разглядел то, что вы Светом называете. Все эти безумные фанатики, не умеющие прощать, ненасытные убийцы, стремящиеся завоевать мир и процветание, добрые волшебники, обращающие в прах стоящих на коленях врагов. Тех самых, что они же сами измазали дёгтем. Я бы даже сказал, что это и есть Тьма. Но мы ведь в неё не верим.
Что такое Свет? Вы говорите, Свет – это преданность. А может, вам просто нужен кто-то выше вас? Чтобы он принимал за вас решения, брал на себя ответственность, отвечал за вас... Хотя бы частично. Нужен? Ну вот, а вы говорите – преданность. Где она тут? Нету.
Свет – это Добро? Что такое Добро? Представьте, вы выходите на улицу и видите... ну скажем, хромого человека. Сил у вас немного, но на такой пустяк хватит. И вы вылечиваете его. Это Добро? Отлично, вы сделали доброе дело. А за вами наблюдает вся улица. Там есть и хромые, и косые, и вообще полный набор неизлечимых болезней. Они смотрят на этого везунчика, которому почему-то выпал счастливый билет подвернуться вам первым, и завидуют. А вы ничего не замечаете, просто идёте вперёд и что-то напеваете. У вас хорошее настроение, вы же сделали доброе дело. И вы не оборачиваетесь, не видите, как этого человека начинают избивать, руками и ногами, вся улица... За что? А так, чтобы больше не выскакивал на улицу в неподходящее время. Тут и без него тесно! Вам нравится? Нет? Почему? Вы же сделали доброе дело...
Свет... Я не верю в Свет. Не хочу. Если в него поверить, слишком страшно становится жить. Слишком страшно быть светлым. Или хотя бы им называться. Почему человек так легко воображает ужасы ада, но никак не может представить себе рай? Может потому, что его нету? Нет Света... Вы верите в Свет? Нет. Снова нет. Мы не верим ни в Свет, ни в Тьму. Наконец-то я дождался этих слов. Не надо больше делить людей на Свет и Тьму, не надо никого мазать ни дёгтем, ни мелом. Не надо. Ничего не надо. А главное, не надо верить. Потому что если вы снова поверите, мир опять расколется на светлое и тёмное, первые пойдут убивать, потому что борются с Тьмой, а вторые пойдут убивать, потому что им всё равно. Мы все умеем убивать. Это в нашей природе. Но вы же сказали, что не любите убивать. Тогда не верьте, ладно? Не верьте в Тьму и Свет.
Но остаётся та же проблема. Вы же во что-то верите. Иначе вы не можете. Но во что? Мы не верим в Тьму. Мы не верим в Свет. Но если не Свет и не Тьма, тогда что?
Часть III. Отсутствие Света и отсутствие Тьмы.
Что такое отсутствие Света и отсутствие Тьмы? Такое вообще бывает? Говорят, есть грань между ними. Стоя на границе, ты не стоишь нигде. Но есть ли такие границы, на которых можно стоять? В мире нет неделимых элементов. Когда-то вещество считали неделимым. Потом появились молекулы. Атомы. Протоны, нейтроны и электроны. Сегодня могут разделить и их. Есть ещё элементы, которые мы не можем разделить. Но надолго ли? Время показывает, что границ нет. А если нам пока кажется, что они всё-таки есть и на них можно стоять, то мы всё равно стоим на Свету или во Тьме. Просто мы ещё не знаем об этом.
Говорят, Тьма человеку ближе. Возможно. Закройте глаза. Тьма. Откройте. Если у вас сейчас ночь, то тоже Тьма. Если у вас, конечно, перегорела лампочка или вы не боитесь её не включать. Если у вас сейчас день, то Свет. Если, конечно, нет чёрных туч или вы не боитесь не задёргивать шторы. Интересно. У нас есть электрический Свет, но нет электрической Тьмы. Почему? Я не знаю.
О чём мы говорим? Мы же не верим в Тьму и Свет. Как же мы ищем границу между ними? Конечно, границы тоже нет. Её не может быть. Она нам не нужна, пока мы не верим. И это хорошо. Я тут недавно прочитал в лопухоидном учебнике – я всё чаще и чаще читаю лопухоидные книги, мне кажется, в них больше правды, люди ближе к ней, чем маги, – что Свет – это поток фотонов, а Тьма – это отсутствие Света. Я ещё не всё понимаю, но, возможно, они правы. Надо будет узнать, что такое фотоны.
Я помню, несколько лет назад, когда Шурасик разрубил волос Древнира, погасла граница, проходящая через весь замок. Граница между вымышленными Светом и Тьмой. Я думал, что-то изменится. Люди смешаются, сотрутся различия. Исчезнут два отделения, и останутся только курсы. Произойдёт нечто невероятное, особенное. Нет, не произошло. Вообще ничего. Видно, они слишком привыкли к войне, привыкли носить дёготь в левом кармане, а мел в правом. Мнимые белые и мнимые тёмные. Сегодня меня называют белым. Порой мне кажется, они и сами в это не верят. Я не ношу в кармане мел с дёгтем, только прах. И пусть на мне сейчас метки Света, пусть под ними находятся несмываемые метки Тьмы, я знаю, что нет никакой разницы. Мы знаем. Потому что мы не верим в Свет и не верим в Тьму.
***
В комнате очень ярко горел камин, освещая даже самые дальние углы, принося нестерпимый жар. Единственное окно было настежь распахнуто, а за ним царила сказочно тёмная ночь. Сказочно, потому что в нормальной жизни такого не бывает, чтобы ты вытянул вперёд руку и не увидел её. На подоконнике, наполовину в комнате, наполовину на улице, сидел немолодой мужчина и перечитывал только что написанное в тетрадке. Если бы не его записи, мы могли бы подумать, что он специально выбрал именно это место, чтобы быть не на Свету и не во Тьме, не на улице и не в комнате, не там и не там - нигде. На самой границе. Но мы уже прочли его мысли и больше не верим в Тьму и Свет, не верим в границы.
Поклеп Поклепыч захлопнул тетрадь. Самую обычную, лопухоидную болотно-зелёную тетрадь, что продаётся за рубль двадцать или около того в любом киоске. С шаблоном тетрадь ученика/цы класса школы... Шаблон остался незаполненным. Нет, не так - он был заполнен пустотой. Поклеп слез с подоконника, подошёл к камину и бросил в него тетрадку. Она была исписана только наполовину, но какая разница? У него в ящике стола лежит целая стопка этих тетрадей, на ощупь как туалетная бумага. И цена у них как у туалетной бумаги. Смысла экономить не было. Хранить эти записи – тем более.
Посмотрев, как догорают его мысли, он взял со стола красивые переливающиеся бусы и положил их в карман. Уже два дня назад он купил их для Милюли, но всё никак не было повода их подарить. Напоследок окинув взглядом полупустую комнату, он натянул на лицо вполне счастливую улыбку и отправился на свидание. Почему счастливую? Просто сегодня его считали светлым. Не думайте, что он действительно мог претендовать на это звание, это только маска. Почему именно эта? Ему всё равно, просто сегодня к ней ближе тянуться. И он надел её, сделал влюблённые глаза и вышел. Любовь... Любовь? Что это такое? Любовь – это чувство. Светлое или тёмное? Но мы же договорились, что мы не верим в Свет и Тьму. А как же Любовь? Любовь? Вы что, верите в Любовь?..